Регламент GDPR (General Data Protection Regulation) вступил в силу в мае 2018 года, что вызвало небывалый ажиотаж во всех сферах бизнеса, так или иначе сталкивающихся с персональными данными. Впрочем, большинство паникёров «слышат звон, да не знают, где он» и слабо знакомы с содержанием закона. Мы изучили нововведение и отвечаем на самые популярные вопросы, связанные с новым регламентом по защите данных в ЕС.
Регламент, ограничивающий сбор, хранение и использование личных данных пользователей в сети Интернет.
Для того, чтобы граждане ЕС могли контролировать использование своих личных данных в Интернете и управлять ими. Согласно регламенту, каждый пользователь имеет право знать, какая информация о нем есть у той или иной компании; как и с какой целью данные используются; кто имеет к ним доступ; как они были собраны; используется ли информация для составления аватара пользователя (к примеру, для персональной рекламы).
Любой человек теперь может сделать запрос на получение информации об использовании его данных. Ответ компания обязана дать в течение трех месяцев в удобной для пользователя форме.
Точного и конкретного ответа на этот вопрос нет. Да, и такое бывает. Формулировка Регламента GDPR позволяет трактовать его по-разному. Одни правозащитники утверждают, что под действие закона попадают все граждане ЕС вне зависимости от того, в какой части мира они находятся. Другие – что регламент действует на всех пользователей, находящихся на территории ЕС, будь то гражданин или не гражданин Евросоюза. Разъяснить вопрос юристы смогут не ранее, чем через несколько месяцев, когда накопится правоприменительная практика.
Да, если среди ваших клиентов есть граждане ЕС или вы имеете представительства своей фирмы на территории Евросоюза.
Компании обязаны легально собирать информацию о своих клиентах и запрашивать согласие на сбор и обработку личных данных. Наш сервис поможет это сделать с помощью Форм подписки, в которых можно включить «Опцию согласия с правилами и условиями». Заполняя такую форму, пользователь официально соглашается с политикой сервиса и доверяет вам свои данные.
Использовать бесплатные Формы могут пользователи, зарегистрированные в сервисе Mobizon. Подробнее об использовании форм можно прочесть здесь.
Штрафы, прописанные за несоблюдение регламента, впечатляют. За нарушение правил безопасности персональных данных - до 10 млн евро или 2% от годового дохода. За нарушение основных прав пользователей, принципов обработки и передачи персональной информации – до 20 млн евро или 4% от годового дохода. Впрочем, это не значит, что владельцам небольшого бизнеса придется платить такие огромные суммы. Выписка штрафов – крайняя мера, которой предшествуют предупреждения и требования удалить данные.
Согласно GDPR на использование личных данных детей до 16 лет согласие должны давать их родители. Для того, чтобы подтвердить разрешение взрослых, регламент предлагает «прилагать разумные усилия с учетом имеющихся технологий». Как именно это делать – неясно. Если ваша целевая аудитория – подростки, без юридической консультации не обойтись.
В каждой стране Евросоюза есть национальные регуляторы в области персональных данных – правозащитные организации, в которые может обратиться любой гражданин ЕС, если считает, что его права были ущемлены. Кроме того, есть и «верховный суд» - Европейский совет по защите данных (European Data Protection Board — EDPB).
Регуляторы служат посредниками между пользователями и компаниями, использующими их данные. В случае, если у пользователя есть претензии, от его имени решать вопрос будут национальные регуляторы или Европейский совет по защите данных.